Только очень ленивый не писал и рассказывал за последние 5 лет про облака. И если насчет публичных облаков мы худо-бедно сходимся в понятиях, спасибо NIST, то насчет частных до сих пор никак не договоримся.
Что же такое частные облака и чем они отличаются от простой виртуальной фермы? Впрочем, а кто сказал, что они отличаются?
Давайте посмотрим, как же ложится НИСТовское определение облачных услуг с их 5ю непременными атрибутами на частные инфраструктуры.
При наличии хотя бы отчета по линиям бизнеса ИТ резко превращается из «черной финансовой дыры» в подразделение, понятным образом помогающее зарабатывать деньги компании. Поскольку облако – это модель предоставления ресурсов, то на мой взгляд наличие биллинга является ключевым атрибутом частного облака. Другие атрибуты могут быть либо опциональны (самообслуживание), либо уже являются необходимыми и в обычном датацентре (виртуализация). И как интересное следствие, именно из наличия биллинга рождается вменяемый, а не чисто бумажный каталог сервисов.
Что же такое частные облака и чем они отличаются от простой виртуальной фермы? Впрочем, а кто сказал, что они отличаются?
Давайте посмотрим, как же ложится НИСТовское определение облачных услуг с их 5ю непременными атрибутами на частные инфраструктуры.
- On-demand self-service, оно же самообслуживание по требованию. Пользователем частного облака с позиции IaaS является ИТ-администратор подразделения, запрашивающего ресурсы. Если речь идет не о крупном холдинге с выделенным сервисно-провайдерским подразделением, то пользователь IaaS является одновременно и поставщиком IaaS. Если читать определение подробно, то самообслуживание по требованию – это возможность самостоятельно заказывать ресурсы, без необходимости взаимодействия с сотрудниками поставщика. Т.е. при строгом следовании определению ИТ-администратор не обязан взаимодействовать сам с собой. Что разумеется теряет смысл как вырожденный случай. Иными словами, атрибут номер 1, «самообслуживание» для большинства частных облаком является опциональным, и применимым значительно больше в аспекте SaaS к конечным пользователям.
- Broad network access, широкий (универсальный) сетевой доступ. В отличие от публичных облаков требования к частным оказываются куда более мягкими, поскольку есть всего один потребитель услуг, о котором известно все. Можно считать этот атрибут выполняемым по умолчанию.
- Resource pooling, объединение ресурсов в общие пулы. Нет вопросов, виртуализация на всех уровнях и пулы должны быть.
- Rapid elasticity, мгновенная эластичность. Эластичность частных облаков ограничена сверху имеющимся набором оборудования и физической невозможностью установки дополнительных ресурсов «вот прям щас». Т.е. частное облако имеет эластичность в пределах своих размеров с определенной гранулярностью (максимальный размер одного экземпляра ВМ, ограниченный конфигурацией физ. серверов). Либо частное облако превращается в гибридное, закупая по требованию ресурсы у облачного провайдера. Эластичность в пределах частной инфраструктуры обеспечивается платформой виртуализации, обеспечивающей так же и объединение в пулы.
- Measured service, измеряемая услуга. Пожалуй, является ключевым атрибутом облаков вообще. В случае с частными облаками модель pay-as-you-go теряет смысл, а биллинг работает в режиме перевода бюджета из одного кармана в другой. Такая модель называется chargeback, если стоимость ИТ-услуг вешается в бюджет линий бизнеса и защищается соответствующими директорами. Либо showback, если департамент ИТ просто предоставляет отчет о потребленных ресурсах различными линиями бизнеса. Причем ключевым моментом является приведение мегабитов к рублям.
При наличии хотя бы отчета по линиям бизнеса ИТ резко превращается из «черной финансовой дыры» в подразделение, понятным образом помогающее зарабатывать деньги компании. Поскольку облако – это модель предоставления ресурсов, то на мой взгляд наличие биллинга является ключевым атрибутом частного облака. Другие атрибуты могут быть либо опциональны (самообслуживание), либо уже являются необходимыми и в обычном датацентре (виртуализация). И как интересное следствие, именно из наличия биллинга рождается вменяемый, а не чисто бумажный каталог сервисов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий