суббота, 24 июня 2017 г.

Ограничивать ли пользователей по ресурсам?

Сколько я занимаюсь ИТ - столько я слышу от админов "больно жирно будет пользователям, обрежем им трафик / объем почтового ящика / файловую шару / заблокируем сайт / подставить по вкусу". И ровно столько же у меня возникает вопрос: какое ваше дело?
Давайте забудем, что мы ИТ-шники и управляем клевыми СХД, фермами серверов, поточвыми серверами и посмотрим на всю это катавасию отстраненно. Рассмотрим коммерческую структуру.

1. Чем занимается ваша компания?

Забудьте про производство туалетной бумаги, штанов или даже авиадвигателей.
Правильный ответ: она производит деньги. Причем так, чтобы произведенных денег получалось больше, ченм потраченных.

2. Кто производит деньги?

А их производят те самые "тупые юзвери", которые просят нажать any key великого и могучего техномага. Даром что техномаг настолько велик, что не может читать инструкции на английском (рабочем языке ИТ), а для русского он и так слишком велик.

3. При помощи чего они производят деньги?

Деньги производятся в том числе при помощи ИТ сервисов, включая почтовые серверы для коммуникации с клиентами, интернета, систем учета, бухгалтерии и т.д. В процессе производства денег ИТ сервисы потребляют ИТ ресурсы - сырые мощности (процессоры / ОЗУ / СХД), лицензии, каналы.

4. Кому принадлежит ИТ инфраструктура и ресурсы?

Вот здесь раз от раза я натыкаюсь на то, что администраторы начинают считать серверы, СХД и коммутаторы "своими". Даже немного, и начинают относиться к ним соответственным образом.

Правильный ответ: они принадлежат компании (владельцу компании) и должны исполнять свою задачу по генерации денег.

5. И теперь - кто должен решать, сколько ресурсов может потребить сотрудник бизнес подразделения?

Как мне кажется, это абсолютно точно не должен быть ИТ админ. Просто потому что он понятия не имеет о том, как эти ресурсы приносят деньги.
Потребление ресурсов должно быть неограниченным со стороны ИТ, с практически нулевым весом ИТ в принятии решения о выделении ресурсов на ИТ инфраструктуре. Кроме разве что моментов, когда внезапный рост потребления может положить всю инфраструктуру целиком.

Необходима система внутреннего биллинга, которая вместо ограничения потребления попросту присылает в конце месяца счет начальнику отдела и фин. директору о том, кто сколько и каких ресурсов потребил. В рублях. Просто потому что именно эти два человека понимают какую доли прибыли генерирует данный сотрудник и сколько ему надо ресурсов для генерации этой прибыли.

Вы конечно можете возразить сразу по нескольким пунктам. Давайте их рассмотрим.

1. Если не ограничивать соц. сети, то вместо работы все будут только во вконтактике сидеть.


Может быть. Но разве это ваша сфера ответственности и знаний? У сотрудника есть начальник, который оценивает качество его работы. Может быть, конечно, именно начальник попросит обрезать Ивану Ивановичу Иванову доступ к соц. сетям - но это его сфера принятия решения. Может быть это будет политика ИБ, но опять же, это не решение админа.

2. Они безмозглые и ничего не понимают в ИТ. И совсем не думают, что их смешные картинки и видюшки в почтовых вложениях полностью съедят СХД под почту.

Ну на то и есть вы, мозглые и понимающие. Только вот есть снова интересный момент, ничего не воспитывает человека так быстро и эффективно, как воздействие на его кошелек. Один раз остаться всем отделу маркетинга без премии потому что они 90% потребленного пространства в почте потратили на картинки - и их компьютерная грамотность / здравый смысл резко повысятся. А самое главное, стимулировать их повышение будет родными и понятными методами начальник отдела, оставшийся без премии. Вся их премия уйдет на расширение СХД.

3. У нас в ИТ ограниченный бюджет и мы не можем позволить им есть ресурсов сколько они хотят.

Позвольте, но это классический пример "административная проблема техническими средствами не решается". Проблема с планированием бюджета / экономическим обоснованием закупок в классической модели - это административная проблема на уровне директората, а не админа. Более того, при помощи биллинга вопрос обоснования бюджетов решается сильно проще.
Есть и другая сторона ограничения ресурсов. Вы перестаете контролировать что происходит в компании. Пользователи начинают удалять важную на самом деле почту, потому что новую не могут получить. Важные документы оказываются в облаках, переписка перемещается с корпоративной почты в Яндекс и Мейл.ру. Иными словами, именно слепой репрессивный метод является создателем "теневого ИТ".

И да, это все я рассказываю с 2014 года. "Департамент ИТ против частного облака"

5 комментариев:

  1. Намекаете на появление биллинга в AHV?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никакой связи. Я об этом говорю с 2011 года.

      Удалить
  2. 1. Не всё можно представить в рублях. Не понятно что считать, какую цену на развитие закладывать, какие коэффициенты брать. Если принять к расчёту обычное облако, бизнес станет не выгоден, т.к. в облако уже заложен профит бизнеса, что за этим облаком стоит. Если не это, то что?

    2. Руководители могут считать только в рублях. К сожалению если что-то криво ложится в эту метрику, возникает дикие проблемы с принятием решения о количестве ресурсов.

    3. Инициаторами ограничений зачастую выступает директорат, который стремится сократить издержки путём оптимизации расходов на инфраструктуру, а админы просто пытаются нарезать то, что имеют на всех пользователей, что есть.

    4. Если разрешить вконтактик, работать будут хуже. Лучше работается когда делать больше нечего. Однако да, мотивация эта достаточно плачевна. Но где имеется что-то другое?

    5. Биллинг дающий достаточно точный результат - сам по себе система дорогая, есть предположение, что окупить его не получится. Если поставить что-то простое - будет показывать среднюю температуру по больнице, а эти данные для принятия административных решений бесполезны.

    Учёт расхода ресурсов по задачам, решаемым инфраструктурой и на инфраструктуре, крайне важен однако пытаться привязать задачу планирования и организации бизнес процессов в разрезе суммы денег - путь в идиотизм. Самые полезные для организации подразделения по анализу и R&D сжигают львиную долю тяжёлых и дорогостоящих ресурсов, и если их попытаться ввести в рамки прибыли всё может быть плохо. Львиная доля открытий делалась в либеральной среде распределения ресурсов.

    ИМХО, бизнес модели, в смысле получения прибыли, хорошо работают в среде рынка, где чётко виден продавец и покупатель, видны границы сделки и понятна прибыть. В случае внутрикорпоративных отношений попытки ввести те же модели имеют проблемы с достаточно сложным проецированием данных отношений на модель бизнес взаимодействий. И выделение ресурсов должно опираться не на понятия затрат а на приоритет конкретных задач, причём раздача приоритетов - задача творческая, и решать её расчётом матриц чисел не реально, особенно если числа взяты в деньгах. Решать её должен опыт, на основе стратегии развития и видения пути развития конкретными лицами, принимающими решения. Не может быть колонки с цифрами показывающими правильное решение творческой задачи. В противном случае мы бы не имели эту груду бесполезных, убогих продуктов, рождение которых было возможно только потому, что создатели данных продуктов смотрели больше в кашу из опросов общественного мнения и показателей продаж, чем в глаза своим клиентам.

    З.Ы. Автор не раскрыл тему ИТ бюджетов. Вопрос конечно административный, но кто его решает? Админы выбивают бюджеты? Я хочу видеть успешного админа, способного обосновать бизнесу бюджет и не имеющего собственного бизнеса. Бизнес? на основании чего? Модель внутреннего платного облака спорна. Это бизнес в бизнесе и возможно он захочет независимости. Кроме того, ни разу не видел, чтобы введение рыночных отношений между подразделениями повышало эффективность. Нет, по метрикам бизнеса всё становится хорошо. Каждая часть стремится стать прибыльной и у многих это получается. Но вот эффективность управления инфраструктурой падает.

    З.Ы. Люди, не стремитесь описать всё мироздание одной моделью. Универсальный - одинаково неэффективный во всех вопросах. Для всего нужна своя с решением творческой задачи по коммуникации этих моделей между собой. Извините, не удержался, прямо больная тема это самое обращение всего в один большой базар.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Что именно нельзя представить в рублях? Стоимость одного мегагерц-часа процессора, гигабайта памяти или гигабайта дискового пространства? Лицензии, оборудование, электроэнергия - все это стоит денег. Откуда берется тогда невозможность?

      2. Не имеет смысла обсуждать качество руководителей. Они такие, какие есть. В частности потому что им не дают подобных обоснований.

      3. Не надо пытаться нарезать то, что есть. Надо делать так надо делать, а как не надо - делать не надо. В частности не надо делать "как получится" и выкраивать крохи, загоняя ИТ системы в режим, когда одна поломка повлечет за собой эффект домино.
      Слишком часто админы не видят этого критического режима работы до тех пор, пока все домино не порушится. А должны заранее, еще только приближаясь к нему, уже поднять все вопросы на соответствующий уровень.

      Проверено. Если поднять вопросы заранее, то претензий к админам возникает в разы меньше при аварии, а подписание новых закупок в разы упрощается.

      4. Это работа админа решать резать ВК кому-то или нет? Может быть все таки линейного руководителя / директора по ИБ / HR?

      5. В абсолютном большинстве случаев в частном облаке не нужен биллинг в режиме "chargeback", т.е. с реальными финансовыми взаиморасчетами между подразделениями. Достаточно "showback" на уровень высшего руководства с раскладкой по отделам. Т.е. достаточно примерного варианта показа кто реально потребляет ИТ ресурсы и какие именно.

      Основным противником этого подхода как ни странно выступает ИТ департамент. Потому что теряет контроль, потому что теряет закрытость и кастовость. Их теперь можно сравнить с провайдерами по стоимости и по качеству.
      Ну и конечно куда же деть коррупционную составляющую на закупках?

      - Это что, они смогут посмотреть как я деньги трачу??? НЕТ! (реальная цитата от одного ИТ директора)

      Удалить